Сообщение об ошибке

User warning: The following module is missing from the file system: standard_3w. For information about how to fix this, see the documentation page. in _drupal_trigger_error_with_delayed_logging() (line 1156 of /home/i/ilysaz3w/yar-vidsboku.com/public_html/includes/bootstrap.inc).
Молитвы через арбитраж
пятница, 9 июня, 2017 - 10:43

Церковь Владимирской иконы Божией матери на Божедомке располагается в центре Ярославля, на углу улиц Рыбинской и Лисицына. Возведенный в 70-е годы XVII века храм является одним из последних в истории древнерусского зодчества трехшатровых соборов и несколько необычно смотрится среди жилых пятиэтажек. В советские годы здесь располагался склад химических реактивов, а в 1992 году в храме обосновался приход Владимирской иконы Божией матери на Божедомке Суздальской епархии Российской православной автономной церкви (РПАЦ) — единственный приход РПАЦ в Ярославской области. Его возглавил бывший священник Русской православной церкви Николай Кобычев, который и проводил здесь богослужения на протяжении следующих 24 лет.

Основатели РПАЦ откололись от РПЦ в начале 90-х из-за различных разногласий, на какое-то время влились в Русскую православную церковь заграницей, а потом создали самостоятельную структуру.

«Договор был расторгнут по причине давности заключения»

В последние годы Кобычев тяжело болел, и службы в церкви проводились нерегулярно. 20 июля 2016 года настоятель скончался, а уже 16 августа собственник здания церкви — территориальное управление Росимущества в Ярославской области — направил в адрес прихода письмо о прекращении договора безвозмездного пользования. На основании этого договора, заключенного в 1999 году, храм сдавался в аренду приходу. Убедившись, что арендатор не покидает здание церкви, Росимущество предъявило иск к приходу о его выселении.

Преемник Николая Кобычева, новый настоятель прихода Леонид Ковенков, утверждает, что никаких уведомлений о расторжении договора аренды он не получал, а о судебном заседании, назначенном на 17 ноября 2016 года узнал накануне случайно. Причем, ответчиком в иске, по словам Ковенкова, значился уже на тот момент покойный Николай Кобычев. «Я никаких уведомлений и извещений ни о чем не получал. И они (здесь и далее — Росимущество) в течение месяца якобы нас уведомили, переслали нам якобы акт приема-передачи, который я должен был подписать. Я, конечно, ничего не подписал, потому что я не знал о существовании такого акта. И они на нас подали в суд, что мы якобы незаконно находимся в этом здании, потому что они расторгли с нами договор», — рассказал Vidsboku настоятель.

Причина расторжения договора безвозмездного пользования была названа в суде, по мнению Ковенкова, довольно странная: по словам священника, представитель Росимущества «сначала замялась, а потом сказала, что договор был расторгнут по причине давности заключения». «Выходит, давность заключения договора служит основанием для его расторжения», — недоумевает Ковенков. Он вспоминает, что после расторжения договора приход дважды подавал документы в Росимущество на заключение нового соглашения, однако оба раза получал отказы. В первый раз, по словам Ковенкова, отказали без указания причины, а второй раз — на основании архивной справки: ведомство, уточнил он, пояснило, что «с момента постройки в 1676 году храм принадлежал Московской патриархии».

«Я эту архивную справку в областном архиве нашел и увидел там ровно противоположное. Они утверждают, что храм принадлежал Московской патриархии, хотя как юридическое лицо она начала свое существование только в 1943 году. До этого такого субъекта права не существовало в истории. Зато в 30-е годы XX века, когда безбожники изымали храм у верующих, в документах было указано, что храм принадлежит общине верующих храма. Об этом в отказе Росимущества не было никакого упоминания», — пояснил Ковенков.

Выселение и вскрытие

Арбитражный суд Ярославской области 21 ноября 2016 года требования Росимущества поддержал и обязал приход освободить здание храма. 2-й арбитражный апелляционный суд (г. Киров) 7 апреля 2017 года утвердил решение первой инстанции, после чего оно вступило в законную силу. «Наши аргументы в суде апелляционной инстанции не рассматривались вообще. Потому что, если бы они рассматривались по-серьезному, то было бы на стадии апелляционного заседания выявлено грубейшее процессуальное нарушение — отсутствие протокола судебного заседания от 21 ноября 2016 года», — уверен настоятель прихода. Постановление апелляционной инстанции он обжаловал в кассации, однако решение суда выполнил: 16 мая, по его словам, он «освободил помещение» и больше там не появлялся.

Впрочем, у судебных приставов на этот счет свое мнение: руководитель управления ФССП по Ярославской области Александр Юдин на своей странице в Facebook 31 мая написал, что «местная религиозная организация, во главе с руководителем, который лишен сана, захватили здание и добровольно не желали его освобождать». По словам Юдина, пристав-исполнитель «неоднократно вручал требования руководителю о необходимости освободить помещения, разъяснял, чем может обернуться уклонение от исполнения судебного решения, в том числе, предупреждал об уголовной ответственности», однако «все требования руководитель местной религиозной организации проигнорировал».

В тот же день судебные приставы прибыли в церковь, вскрыли двери, описали имущество и установили новые замки.

Юдин уточнил, что решается вопрос о привлечении Леонида Ковенкова «к уголовной ответственности за неисполнение судебного решения в добровольном порядке». Сам Ковенков обращает внимание, что представителей истца — Росимущества — при принудительном «выселении» не было, зато присутствовали «попы Московской патриархии». В сюжете, снятом НТВ, видно, как при вскрытии присутствуют священники, это же подтвердил и глава ярославского УФССП в своей записи на Facebook.

Леонид Ковенков убежден, что это неслучайно. По его мнению, «у Росимущества не появилось бы никаких претензий к нам как к арендаторам, если бы их на это не подтолкнула местная епархия Русской православной церкви Московского патриархата». Настоятель прихода считает, что РПЦ намерена забрать здание церкви себе. Об этом в том же сюжете НТВ говорит и пресс-секретарь Ярославской епархии Александр Сатомский. «Конечно бы хотелось, чтобы этот храм в итоге обрел свой статус именно как на самом деле православный храм как место собрания верующих. Прискорбно, что все эти годы он так или иначе оказался таким пристанищем для раскольнической организации. Теперь имеем на это такую надежду», — заметил он. На звонки Vidsboku Александр Сатомский не отвечал.

Планы РПЦ вернуть себе церковь на Божедомке возникли еще в 2013 году, полагает Ковенков. Тогда была проведена внеплановая проверка использования храма, которую как утверждает настоятель прихода, «заказала Московская патриархия». «Они хотят нас уничтожить как общину верующих и забрать себе этот храм. Они не скрывают этого», — уверен настоятель.

Так или иначе, но на следующий день после вскрытия церкви судебными приставами Арбитражный суд Волго-Вятского округа (г. Нижний Новгород) приостановил исполнение решения о выселении прихода из церкви на Божедомке «до окончания производства в кассационной инстанции». Очередное заседание по делу назначено на 20 июля. Леонид Ковенков сейчас ждет определения суда из Нижнего Новгорода, чтобы вернуться в храм и продолжить проводить богослужения.

Приход Владимирской церкви на Божедомке небольшой — по признанию Ковенкова, порядка 35 человек. Вместе с тем он заметил, что количество прихожан в последние месяцы увеличилось примерно в два раза. Сам Леонид Ковенков в 2001 году был рукоположен в священники Русской православной церкви, однако затем его лишили сана, и в 2006 году н перешел в РПАЦ. Настоятель прихода связывает лишение сана с «культурологическими разногласиями» с тогдашним епископом Ярославским и Ростовским Кириллом.

еще по теме